Юристу

Нарушение срока проверки не повод для отмены решения о взыскании, указала кассация

26 января

По итогам выездной проверки налоговики приняли решение привлечь организацию к ответственности. Они должны были вынести его не позже 29 октября 2018 года, но сделали это 6 сентября 2019 года. Тогда организация подала жалобу в УФНС, но последняя решение не отменила. В итоге только 6 июля 2020 года инспекция выставила требование об уплате налогов, пеней и штрафов со сроком исполнения 17 августа 2020 года. Поскольку его не выполнили, налоговики приняли решение о взыскании.

Организация оспорила его.

Суды 2 инстанций поддержали ее. Они полагали, что сроки на проведение проверки и принудительное взыскание нужно учитывать в совокупности. Задержка с решением о привлечении к ответственности привела к долгому вмешательству в деятельность организации и нарушила ее права.

Кассация встала на сторону инспекции и отменила эти судебные акты. Со ссылкой на позицию ВС РФ она указала:

- когда проверяют сроки внесудебного взыскания, оценивают действия инспекции на стадии исполнения решения, которое вынесли по результатам проверки. Ведь решение можно исполнить только после того, как оно вступит в силу;

- длительный срок проверки могут признать недопустимым, если он приводит к неограниченным или избыточным мерам контроля;

- в НК РФ есть двухлетний предельный срок, после которого инспекция теряет право обратиться в суд. Его считают с момента, когда истек срок добровольной уплаты по требованию. Он поглощает иные сроки промежуточных действий по взысканию. Превышение сроков проверки не лишает права на взыскание, но ограничивает его пределами 2 лет.

Инспекции следовало выставить требование об уплате не позже 14 марта 2019 года со сроком исполнения не позднее 5 апреля 2019 года. Двухлетний срок не нарушили. На дату фактического выставления требования об уплате инспекция не утратила возможность внесудебного взыскания.

Документы: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.12.2021 по делу N А46-3658/2021

 

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет