Новости компании

Ответы на актуальные вопросы по закупкам

11 марта

Автор: Быкова Елена Владимировна,

эксперт-консультант в сфере закупок, практикующий юрист

Просьба разъяснить вопрос о переходе на электронное актирование с 01.01.2022: алгоритм работы, сроки, подписание актов членами комиссии и прочие нюансы.

Будет актирование распространяться на закупки у единственного поставщика (не в электронной форме)? Какие условия предусмотреть в контрактах? Какие провести подготовительные мероприятия (например, взаимодействие с бухгалтерией)?

Ответ. С 1 января 2022 года вступают в силу положения ч. 13 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), предусматривающие механизм применения электронного актирования при приемке товаров, работ, услуг.

Электронное актирование с указанной даты является обязательным для применения при исполнении контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур (электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка у единственного поставщика в электронной форме), закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона о контрактной системе), если извещение о проведении закупки было размещено после 1 января 2022 года.

При этом заказчики вправе применять процедуру электронного актирования по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), при исполнении контрактов, заключенных по результатам закупок:

  • извещения о проведении которых были размещены до 1 января 2022 года;
  • закрытым способом в электронной форме на основании п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона о контрактной системе (Минобороны России, СВР России, ФСБ России, Росгвардия, ФСО России, подведомственные им учреждения и предприятия);
  • у единственного поставщика, если контракт размещен в реестре контрактов (при закупках у единственного поставщика в электронной форме на основании ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе электронное актирование является обязательным).

Дополнительно необходимо обратить внимание, что функционал единой информационной системы (далее – ЕИС) не позволит осуществить электронное актирование по длящимся контрактам, заключенным по итогам закупок, сведения о проведении которых были размещены до 1 июля 2019 года.

Доступ к электронному актированию в случаях его обязательности открывается автоматически, в случаях если заказчик вправе осуществить электронное актирование по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (такое согласие изначально может быть включено в контракт) доступ к электронному актированию открывает заказчик через реестр контрактов.

В целях осуществления электронного актирования заказчику и поставщику необходимо оформить электронные подписи и наделить полномочиями и права в ЕИС ответственных лиц.

С 1 января 2022 года подписать документы о приемке от имени заказчика вправе исключительно лица с назначенными в ЕИС полномочиями «Уполномоченное лицо». Назначить указанные полномочия вправе руководитель заказчика или пользователь с полномочием «Лицо, уполномоченное руководителем на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в ЕИС и на ЭТП».

Для лиц, действующих от имени заказчика при приемке, возможны следующие права:

  • лицо, уполномоченное действовать в качестве члена приемочной комиссии (если создана приемочная комиссия);
  • лицо, ответственное за оформление документа о приемке (исключительно должностные лица заказчика);
  • лицо, ответственное за приемку товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг (сотрудники заказчика; третьи лица – эксперты, грузополучатели, стройконтроль, иные лица);
  • лицо, ответственное за оформление корректировочного документа.
  • Для лиц, действующих от имени поставщика при поставке, возможны следующие полномочия:
  • лицо, ответственное за подписание счетов-фактур;
  • лицо, ответственное за передачу товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
  • лицо, ответственное за оформление документов о приемке;
  • лицо, ответственное за оформление корректировочного документа.

Создание документа о приемке осуществляется поставщиком (исполнителем, подрядчиком) через личный кабинет. Предусмотрены следующие варианты:

  • создание документа о приемке;
  • создание счета-фактуры (счет-фактура, выставляемый при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав; счет-фактура, выставляемый при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав);
  • создание документа о приемке, включающего создание счета-фактуры.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте, формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в ЕИС документ о приемке. При этом необходимо обратить внимание заказчиков на то, что корректность и правильность оформления документа о приемке поставщиком (исполнителем, подрядчиком) зависит в том числе от правильности включения заказчиком сведений о заключенном контракте в реестр контрактов, так как большая часть информации заполняется в документе о приемке из реестра контрактов автоматически и изменить указанные сведения поставщик самостоятельно без внесения изменений в реестр контрактов заказчиком не сможет.

При необходимости в документе о приемке поставщиком отражается специализация (если совпадает код ОКПД): строительство, лекарственные препараты, приобретение жилых помещений, требующие отдельной специфики отражения сведений о товаре, работе, услуге.

В сведениях о контрагентах поставщик отражает всех грузополучателей, если они предусмотрены контрактом. Существует возможность подписания документов о приемке в ЕИС грузополучателями, отличными от заказчика, и итоговое оформление документа о приемке заказчиком. Документ о приемке – это всегда итоговый документ, подписанный заказчиком, который является основанием для оплаты.

Если объектом закупки является товар, включенный в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости», или в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», поставщик включает в документ о приемке сведения о прослеживаемости, маркировке товара.

В случае изменения налогообложения поставщика при исполнении контракта предусмотрена возможность изменения ставки НДС поставщиком при формировании документа о приемке.

При необходимости поставщик может приложить любые необходимые дополнительные документы, которые подлежат подписанию исключительно со стороны поставщика. Если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке.

Документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется заказчику. Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), считается дата размещения такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик.

В срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) осуществляет проверку сведений, отраженных поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в документе о приемке. В случае, если заказчик обнаружит ошибки, он имеет возможность сформировать уведомление об уточнении. После чего у поставщика появляется возможность откорректировать сведения в документе о приемке, за исключением следующих сведений:

  • вид документа о приемке;
  • порядковый номер документа о приемке;
  • дата составления документа о приемке;
  • валюта.

По итогам рассмотрения документа о приемке лицо, осуществляющее приемку, совершает одно из следующих действий:

а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке (допускается полная и частичная приемка);

б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.

В случае создания приемочной комиссии, которая включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и ЕИС.

После подписания членами приемочной комиссии документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в ЕИС. Если члены приемочной комиссии не использовали усиленные электронные подписи и ЕИС, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.

При необходимости заказчик отражает в документе о приемке информацию о начисленных штрафах, пени и уменьшении суммы оплаты или о налогах и взносах, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы заказчиком, на размер которых также уменьшается сумма оплаты.

Заказчик может приложить к документу о приемке дополнительные документы: документы, подтверждающие оплату контракта, и документы о начислении неустоек; документы о приемке поставленных товаров, работ, услуг (сканы документов); информацию о стране происхождения товара или информацию о производителе товара; документ о результатах проведенной экспертизы поставленного товара, работы, услуги.

В случае получения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке или направить уведомление о намерении обжаловать указанный отказ.

После подписания документа о приемке в электронной форме информация об исполнении контракта автоматически поступает в реестр контрактов, но заказчику дополнительно необходимо перейти в реестр контрактов и подать информацию на размещение.

Датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком.

Данные, содержащиеся в документах о приемке, подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета после включения таких информации и документов в реестр контрактов.

Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (исполнителя), извещения об осуществлении закупки по которому размещены в ЕИС в сфере закупок, либо приглашения принять участие в закупке по которому направлены с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 января 2023 года – не более десяти рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке в электронном виде.

В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения, что участниками закупки могут являться исключительно субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, и такое извещение размещено в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в течение не более чем десять рабочих дней, а если такое извещение размещено в ЕИС с 1 января 2023 года, не более чем семь рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке в электронном виде.

Таким образом, при формировании проекта контракта необходимо установить срок оформления результатов приемки в течение 20 рабочих дней со дня, следующего за днем получения документа о приемке от поставщика (срок может быть меньше), и порядок приемки, предусматривающий при необходимости грузополучателей, которые будут осуществлять приемку. Дополнительно целесообразно отразить в проекте контракта условие об удержании суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю).

Рекомендуется также определить порядок взаимодействия должностных лиц заказчика, уполномоченных на оформление документа о приемке, с бухгалтерией в связи с сокращением сроков оплаты поставленного товара, выполненной работы оказанной услуги с 1 января 2022 года в целях недопущения нарушений Закона о контрактной системе по срокам оплаты. 

 По материалам журнала «Консультант Свердловская область» № 1, 2022

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22493 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19936 документов

Юристу

Юристу

12938 документов