Новости компании

Некоторые вопросы корпоративных отношений

03 марта

Автор: Гринемаер Евгений Александрович,первый заместитель генерального директора Группы компаний «Налоги и финансовое право»

 

 

 

Соавтор: Королева Мария Владиславовна,

ведущий специалист по юридическим вопросам первой категории Группы компаний «Налоги и финансовое право»

 

1. Дивиденды по собственным акциям

Описание ситуации: общество выкупило в январе 2014 года собственные обыкновенные акции в количестве 100 штук. Уставный капитал Общества состоит из 1 000 штук акций. В июне 2014 года на основании решения общего собрания акционеров на выплату дивидендов за 2013 год направлена сумма в размере 100 млн. рублей.

 

Вопрос. На какое количество акций должна быть распределена сумма, определенная для выплаты дивидендов за 2013 год?

Ответ. Законом об АО определен перечень случаев, когда акции акционерного общества поступают в собственность самого акционерного общества, в том числе в результате их выкупа у акционеров. Кроме того, определены последствия нахождения таких акций в собственности (распоряжении) общества.

Так, согласно ст. 34 Закона об АО акционерное общество получает право собственности на свои акции в том случае, если в процессе их распределения при учреждении общества они не были оплачены в установленный срок. При этом абз. 3 п. 1 названной статьи прямо определяет, что на акции, право собственности на которые перешло обществу, дивиденды не начисляются.

Приобрести право собственности на свои акции общество может и по основанию, предусмотренному ст. 72 Закона об АО. Согласно данной норме, если это разрешено уставом, общество может выкупить собственные акции по решению собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета). Абзацем 2 п. 3 названной статьи также прямо предусмотрено, что по таким акциям не начисляются дивиденды.

Наконец, акции могут быть выкуплены обществом в случае, когда соответствующее требование поступает от акционера в порядке ст. 75 Закона об АО. В отношении акций, выкупленных по данному основанию, ст. 76 Закона об АО также установлено, что они не предоставляют право голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды.

Таким образом, во всех вышеперечисленных случаях, когда по тем или иным основаниям акции общества находятся в собственности самого общества, дивиденды по таким акциям не начисляются и не выплачиваются.

Соответственно, если из общего количества акций (1 000 штук) часть из них (100 штук) выкуплена самим обществом, то сумма, направленная по решению общего собрания акционеров на выплату дивидендов, должна быть распределена среди акционеров, владеющих оставшимися акциями общества в количестве 900 штук.

2. Купля-продажа доли между участниками общества

Вопрос. Оцените с точки зрения действующего законодательства действительность договора купли-продажи доли в уставном капитале между двумя участниками ООО, содержащего следующие условия:

1) договор заключается в простой письменной форме;

2) договор содержит оговорку, что заключен в порядке реализации покупателем преимущественного права покупки доли;

3) договор вступает в силу по истечении 1 (одного) года со дня подписания;

4) договор содержит цену продажи и указание на процент продаваемой доли в уставном капитале, однако не содержит указания на номинальную стоимость доли;

5) договор предусматривает, что продаже и соответствующей оплате по указанной выше цене подлежит принадлежащая продавцу доля в процентах, в том числе та, которая будет принадлежать продавцу после процедуры увеличения уставного капитала, совершенной в течение названного выше года, отведенного для вступления договора в силу, с сохранением процентного соотношения долей.

Ответ. На сегодняшний день отчуждение доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (ООО) одним участником общества другому участнику (в том числе в порядке реализации покупателем преимущественного права покупки доли) регулируется ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО).

Из положений п. 11 указанной нормы следует, в частности, что по общему правилу сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. Но при приобретении доли в порядке использования преимущественного права ее покупки нотариального удостоверения соответствующей сделки не требуется.

Следовательно, заключение в простой письменной форме договора купли-продажи доли в уставном капитале ООО в порядке реализации права преимущественной покупки не влечет его недействительности по такому основанию как «несоблюдение нотариальной формы сделки».

Далее из описания ситуации следует, что стороны намерены включить в договор условие о том, что договор вступает в силу в течение года с момента его подписания. При этом продаже и соответствующей оплате будет подлежать принадлежащая продавцу доля в процентах после процедуры увеличения уставного капитала, совершенной в течение названного выше года, отведенного для вступления договора в силу, с сохранением процентного соотношения долей.

В отношении вступления договора в силу необходимо отметить следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Согласно п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту (т.е. предложение заключить договор), ее акцепта (т.е. согласия другой стороны заключить договор на предложенных условиях). При этом договор в письменной форме может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена документами посредством различных средств связи (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Другими словами, если тот или иной договор заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами, такой договор в силу вышеизложенных норм ГК РФ будет считаться заключенным с момента его подписания.

В то же время, действующее гражданское законодательство не содержит запрета на включение в договор условия об отсрочке (отложении) вступления его в силу. Полагаем, что в силу прямо закрепленного в ГК РФ принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вправе по своему усмотрению установить любой момент, с которого подписанный договор начнет действовать. В том числе, они могут предусмотреть, что договор начнет действовать (вступит в силу) через год после его подписания. Включение в договор такого условия, на наш взгляд, не повлечет ни недействительность договора, ни признание его незаключенным.

Кроме того, мы считаем, что сторонам вовсе не обязательно включать в договор условие о том, что он вступает в силу через год с момента его подписания.

Дело в том, что участник – потенциальный продавец на сегодняшний день уже является владельцем доли в уставном капитале общества, которую он намерен передать другому участнику. Причем размер этой доли соответствует тому размеру, который будет иметь место и через год, поскольку, как следует из текста запроса, увеличение уставного капитала не изменит соотношение размеров долей участников общества.

Соответственно при заключении договора в нем можно предусмотреть, что:

1) договор вступает в силу с момента его подписания;

2) передача доли продавцом покупателю должна быть произведена по акту приема-передачи через год (по истечении года) с момента заключения договора;

3) изменение номинальной стоимости подлежащей передаче доли вследствие увеличения или уменьшения размера уставного капитала общества не влияет на содержание взаимных прав и обязанностей сторон по договору и не является основанием для изменения или расторжения договора.

По нашему мнению, указание в договоре на размер отчуждаемой доли является вполне достаточным для того, чтобы предмет договора считался согласованным, а договор купли-продажи доли заключенным. Отсутствие в договоре указания на номинальную стоимость доли, на наш взгляд, не должно повлечь признание договора незаключенным. В конце концов, именно размер доли, а не ее номинальная стоимость определяет объем принадлежащих владельцу доли прав и обязанностей. Помимо этого, действительная стоимость доли согласно п. 2 ст. 14 Закона об ООО соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру доли участника.

Также добавим, что в силу п. 2 ст. 455 ГК РФ договор купли-продажи может быть заключен в отношении товара, который продавец приобретет в будущем. При этом согласно п. 4 ст. 454 ГК РФ положения о купле-продаже применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав. Доля в уставном капитале общества – это разновидность имущественных прав, и заключение договора купли-продажи доли, которая будет приобретена продавцом в будущем (появится у продавца в будущем), на наш взгляд, не противоречит ни действующему законодательству, ни существу такого объекта, как доля в уставном капитале общества.

Это, по нашему мнению, служит дополнительным подтверждением того, что если стороны уже сейчас заключат договор купли–продажи доли в уставном капитале (не просто подпишут, именно заключат), по условиям которого доля определенного размера должна быть передана продавцом покупателю по акту приема-передачи через год после заключения договора, независимо от номинальной стоимости этой доли на момент передачи, это не будет противоречить действующему законодательству.

Исходя из изложенного выше, считаем возможным сделать следующие выводы:

1) договор купли-продажи доли в уставном капитале общества может содержать в себе условие о том, что он вступает в силу через год после его подписания;

2) при наличии в договоре купли-продажи доли в уставном капитале общества указания размера отчуждаемой доли, отсутствие указания на ее номинальную стоимость не влечет признание договора незаключенным;

3) стороны могут заключить договор купли-продажи доли, который вступает в силу с момента его подписания, и включить в него условие о том, что передача доли во исполнение договора должна быть произведена по акту приема-передачи через год после заключения договора, независимо от номинальной стоимости доли на момент передачи.

3. Передача полномочий единоличного исполнительного органа

Описание ситуации: физическое лицо является директором в обществе с ограниченной ответственностью. Других работников в обществе нет. Единственный участник общества – юридическое лицо, нерезидент. При этом физическое лицо имеет также статус индивидуального предпринимателя.

Вопрос 1. Вправе ли единственный участник общества принять решение о прекращении полномочий данного лица как директора и о передаче ему полномочий единоличного исполнительного органа как ИП – управляющему в порядке ст. 42 Закона об ООО?

Ответ. В соответствии со ст. 40 Закона об ООО единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Согласно ст. 42 Закона об ООО общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом общества. Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров общества, председателем совета директоров общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров общества.

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 33 Закона об ООО к компетенции общего собрания участников общества (единственного участника общества) относится, в том числе, образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Иными словами, действующее законодательство предусматривает различные формы управления текущей деятельностью общества с ограниченной ответственностью: 

а) назначение директора (генерального директора, президента и т.д.), который состоит с обществом в трудовых отношениях;

б) передача управленческих функций управляющему (которым может быть и юридическое лицо) по гражданско-правовому договору.

При этом ни ГК РФ, ни Закон об ООО, ни другие законы не запрещают участникам (единственному участнику) общества прекратить, в том числе досрочно, полномочия физического лица как директора и передать этому же физическому лицу полномочия единоличного исполнительного органа, но уже по гражданско-правовому договору.

По сути, это реализация участниками (единственным участником) своего права на выбор того или иного способа управления текущей деятельностью общества.

Таким образом, по нашему мнению, единственный участник общества вправе принять решение о прекращении полномочий физического лица как директора и о передаче ему полномочий единоличного исполнительного органа как управляющему в порядке ст. 42 Закона об ООО.

Вопрос 2. Могут ли возникнуть негативные последствия, связанные с тем, что ООО при заключении договора с ИП не осуществляет выплату налогов и иных отчислений, как если бы был договор с директором – физическим лицом?

Ответ. Договор управления организацией по своей сути является разновидностью договора оказания услуг, и из положений ст. 779 ГК РФ следует, что договор оказания услуг подразумевает, что исполнитель собственными силами совершает определенные действия в интересах заказчика.

Следовательно, исполнитель по договору управления (т.е. управляющий) должен выполнять свои обязанности по договору своими силами или силами собственных работников, а не силами работников организации – заказчика (управляемой организации).

В связи с этим представляется, что в ситуации, когда управляющий заключает с управляемой организацией договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, он не должен числиться в штатном расписании управляемой компании.

Соответственно, именно управляющий перечисляет (выдает) себе и своим работникам заработную плату, удерживает и уплачивает в бюджет НДФЛ, начисляет и уплачивает страховые взносы.

Как следует из условий запроса, полномочия единоличного исполнительного органа управляемой компании передаются ее директору как индивидуальному предпринимателю.

Следовательно, действующий трудовой договор директора с управляемой компанией должен быть прекращен.

В соответствии со ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора применительно к рассматриваемому случаю являются:

  • соглашение сторон (п. 1).

Согласно ст. 78 ТК РФ трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.

  • расторжение трудового договора по инициативе работника (п. 3).

В силу ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

На наш взгляд, в данном случае может быть использован любой способ расторжения трудового договора с директором.

С 01.01.2015 ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ установлена ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, тогда как фактически имеют место трудовые отношения. Штрафные санкции за правонарушения подобного рода могут быть наложены: на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юридические лица – от 50 000 до 100 000 руб.

Из положений ст. 15, 56, 57 ТК РФ следует, что трудовые отношения характеризуются, в первую очередь, тем, что работник осуществляет трудовую деятельность, т.е. выполняет конкретную трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка под непосредственным контролем работодателя.

Для гражданско-правового договора главное – получение результата работ, а не выполнение трудовой функции. При этом исполнитель свободен в определении порядка исполнения договора, он самостоятельно определяет время для выполнения работ в установленных для выполнения работ сроках. Исполнитель, как правило, не обязан выполнять работы в рабочее время, действующее в организации заказчика (иное может быть установлено договором).

Таким образом, при заключении гражданско-правового договора на управление организацией следует четко и однозначно формулировать предмет договора и не применять терминологию трудового законодательства (работник, зарплата, график рабочего времени, обеспечение условий труда и т.п.).

 

 

Опубликовано по материалам Журнала «Налоги и финансовое право», www.cnfp.ru

https://www.facebook.com/pages/gk.nfp – Группа компаний «Налоги и финансовое право»

https://www.facebook.com/arkady.bryzgalin – Брызгалин Аркадий Викторович

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22502 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19948 документов

Юристу

Юристу

12954 документа