Новости компании
Консультация аудитора
09 декабря
Автор: Живаева Татьяна Леонидовна, аттестованный аудитор, член НП РКА, налоговый юрист, профессиональный бухгалтер |
Вопрос. ООО (на общей системе налогообложения (далее – ОСНО)) заключает договор транспортной экспедиции с заказчиком (на ОСНО), по которому вправе осуществлять перевозку лично либо с привлечением третьих лиц (перевозчиков). Стоимость услуг по договору включает в себя расходы экспедитора на услуги перевозчиков и сумму вознаграждения и составляет единую сумму с НДС. Экспедитор своего транспорта не имеет, поэтому заключает договоры перевозки с перевозчиками, которые являются либо ООО, либо ИП. При выставлении счета-фактуры стоимость услуг на перевозку отдельной строкой не выделяется, но услуги на перевозку экспедитор учитывает как свои расходы. Так происходит выполнение договора в обычном порядке.
Какие последствия может повлечь за собой описанный порядок работы экспедитора в рамках бухгалтерского и налогового учета, какие риски?
Ответ. Порядок бухгалтерского учета и налогообложения операций, осуществляемых в рамках договора транспортной экспедиции, зависит от правовой квалификации договора. Официальные разъяснения указанной квалификации (посреднические отношения или оказание услуг) содержат противоречивую информацию. Арбитражная практика по указанному вопросу к настоящему времени также противоречива. При принятии обоснованного самостоятельного решения необходимо, в первую очередь, руководствоваться профессиональным суждением, которое должно основываться на анализе правовых положений конкретного договора, заключенного сторонами.
При этом особое внимание необходимо обратить на согласованную сторонами методику расчета вознаграждения экспедитора, наличие компенсационных выплат и затрат, понесенных экспедитором в интересах клиента, обязанность экспедитора представлять клиенту отчет.
Договор транспортной экспедиции как договор оказания услуг
Данная схема договорных отношений часто используется:
- при оказании экспедитором услуг клиенту своими силами без привлечения сторонних организаций;
- в случаях, когда экспедиторы, привлекая третьих лиц, не хотят предоставлять клиенту информацию о стоимости услуг третьих лиц и о размере своего вознаграждения или раскрывать иную коммерческую тайну;
- когда привлечение соисполнителя производится для оказания услуг нескольким клиентам. Например, экспедитор привлекает организацию, осуществляющую перевозку грузов, которые принадлежат различным клиентам. Возникает сложность в расчете стоимости услуг перевозчика, которая должна быть перевыставлена каждому клиенту, и в ее документальном подтверждении.
При указанной схеме:
- в предмет договора не включается оговорка, что «исполнитель обязуется организовать перевозку», а применяется формулировка «исполнитель обязуется осуществить транспортировку»;
- цена договора определяется в виде единой стоимости услуг для клиента, без выделения вознаграждения экспедитору;
- в договоре ни слова не звучит о том, что клиент должен компенсировать исполнителю какие-либо затраты, понесенные в интересах клиента;
- отсутствует обязанность экспедитора по представлению отчета.
Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль является его выручка от оказания таких услуг. Затраты, возникающие в процессе предоставления экспедитором услуг по договору, будут признаваться в его бухгалтерском учете и учитываться при налогообложении прибыли.
Согласно ст. 154 НК РФ облагаемая база по НДС определяется как общая стоимость оказанных услуг. Суммы НДС, предъявленные соисполнителями, которых привлекает экспедитор, могут быть приняты им к вычету при расчете с бюджетом.
Обращаем ваше внимание, что подобный вопрос рассмотрен в Письмах Минфина России (от 14.06.2011 N 03-07-08/185 и от 16.02.2009 N 03-03-06/1/65) и УФНС России по г. Москве (Письмо от 18.12.2009 N 16-15/133974), в которых изложена следующая позиция.
В соответствии с п. п. 1–3 ст. 801 ГК РФ договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Условия выполнения конкретного договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 249 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль доходом от реализации признается выручка от реализации услуг как собственного производства, так и ранее приобретенных. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, доход, полученный экспедитором от клиента (грузоотправителя или грузополучателя), в том числе в части стоимости услуг по перевозке или погрузке-разгрузке груза, оказанных третьим лицом, полностью включается в расчет налоговой базы.
При этом выплаты перевозчику могут быть учтены в расходах экспедитора на основании ст. 254 НК РФ. Сделана оговорка, что данный способ применим, если указанные затраты не компенсируются клиентом.
Договор транспортной экспедиции как посреднический договор
Как правило, данная схема применяется, если экспедитор для организации услуг, связанных с перевозкой грузов, привлекает третьих лиц.
Характерными особенностями указанного договора являются:
- явное указание в предмете договора на то, что экспедитор лишь организует процесс перевозки, не участвуя в нем сам (т. е. является посредником между клиентом и перевозчиком);
- требование от клиента компенсации понесенных экспедитором в интересах клиента затрат;
- отдельное указание суммы вознаграждения экспедитора;
- обязанность экспедитора представить клиенту отчет.
Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль является исключительно его вознаграждение от оказания услуг.
Учитывая вышесказанное, выбирать один из этих способов учета доходов и расходов следует с учетом положений конкретного договора транспортной экспедиции.
Таким образом, соответствие налогового и бухгалтерского учета условиям договора исключает какие-либо риски.
Вернуться к списку новостей
Центр консультирования
(343) 375-78-78
Почта: ck@consultant-so.ru
Горячая линия
(343) 355-56-76, 317-85-55
Почта: hotline@consultant-so.ru
24 октября