Новости компании
Актуальные вопросы социального страхования
04 декабря
Вопрос. Страхователь, у которого имеется задолженность перед Фондом социального страхования Российской Федерации, принес страховщику, т. е. Фонду, сведения о наличии картотеки на своих расчетных счетах. Кроме того, страхователь представил все документы, подтверждающие выплату пособия застрахованным гражданам. Какое решение о возмещении средств (положительное или отрицательное) должен принять Фонд, ведь, с одной стороны, страхователь выполнил обязательства, т. е. выплатил пособия, а с другой – у него имеется картотека?
Ответ. Частью 3.1 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3 предусмотрено, что в случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации принимает решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения. И поскольку в указанной ситуации страхователем представлены сведения о наличии картотеки на расчетных счетах, региональное отделение Фонда должно вынести решение об отказе в выделении средств.
В случае, если у страхователя наряду с недостаточностью средств на счетах для удовлетворения всех предъявленных к ним требованиям, имеются документы, подтверждающие произведенные выплаты страхового обеспечения гражданам, возмещать произведенные расходы страхователь будет в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Вопрос. Страхователь, у которого отсутствуют собственные средства на выплату пособия по временной нетрудоспособности, обратился в региональное отделение Фонда за выделением этих средств. Банк подтвердил информацию, что на одном из расчетных счетов средств нет, и есть картотека. В то же время на втором счете организации (на имя руководителя) имеется незначительная сумма – порядка тысячи рублей, арестов и применения очередности нет. По словам руководителя организации, второй счет – карточный и привязан к основному. А финансовые операции можно осуществлять только на основной расчетный счет, на котором картотека, и банк также подтвердил это. В итоге региональное отделение Фонда выносит решение об отказе в выделении средств. Правомерен ли такой отказ?
Ответ. Частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрено, что застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 этого Закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, осуществляются территориальным органом страховщика, т.е. региональным отделением Фонда.
Таким образом, недостаточность денежных средств страхователя в кредитных организациях и применение очередности списания денежных средств должны быть подтверждены по всем счетам страхователя, в том числе и валютным.
Однако, учитывая разъяснения банка об условиях действия карточного счета (без картотеки) и невозможности проведения финансовых операций с данным счетом, в указанном случае следует рассматривать недостаточность денежных средств страхователя в кредитных организациях и применение очередности списания денежных средств только на расчетном счете.
Следовательно, в целях исключения нарушения прав застрахованных лиц на получение социального обеспечения в данном случае назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности должны быть произведены в рамках части 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
Вопрос. У страхователя имеется картотека на всех счетах. Страхователем представлены документы, подтверждающие фактически произведенные выплаты страхового обеспечения гражданам за соответствующий период. Возможно ли в этом случае принять решение о выделении средств страхователю?
Ответ. Если страхователь уже за счет собственных средств, произвел выплаты пособий и подтвердил это документально, в дальнейшем произведенные расходы могут быть приняты региональным отделением Фонда в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Вопрос. Подскажите, какой алгоритм действий должен быть в следующих ситуациях:
1. У страхователя недостаточно средств на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком и имеется картотека на счету. В связи с этим сотрудница – получатель пособия – обратилась в региональное отделение Фонда за назначением положенных выплат. Все необходимые документы она представила. Как должно быть рассчитано пособие, если в предыдущих годах у нее не было заработка, поскольку она находилась в отпуске по беременности и родам, а потом в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Кроме того, она просит заменить ей расчетные периоды предшествующими, в частности 2008 годом, когда она работала у другого страхователя. На сегодняшний день этот страхователь сдает нулевые отчеты в Фонд, и по документам сумма выплат и вознаграждений в пользу сотрудницы – 0,00 руб. Но в справке о сумме заработка за 2008 год, которую представила женщина в региональное отделение Фонда, значится более 200 тыс. руб. Должна ли эта сумма быть учтена при расчете пособия?
2. Вторая ситуация похожа на вышеописанную, у работодателя нет средств на выплату пособий, на счету имеется картотека, подтвержденная банком, и в течение последних полутора лет страхователь не сдает отчетность. При обращении за пособием по материнству и детству женщине было отказано в выплате, и страхователь предложил ей обратиться с этим вопросом в региональное отделение Фонда. Может ли отделение Фонда отказать женщине в назначении и выплате пособия на основании того, что взносы за нее не уплачивались, хотя, по словам заявительницы, зарплату по месту работы она получает?
3. В третьей ситуации женщина, обратившаяся к работодателю за выплатой пособий по беременности и родам, также была направлена им в региональное отделение Фонда. Свой отказ работодатель аргументировал отсутствием на счету средств и наличием картотеки. Хотя региональное отделение Фонда возместило этому страхователю расходы на выплату указанного пособия. На сегодняшний день организация уже не действует, но еще не ликвидирована. Как быть в этой ситуации, если в одной справке о заработной плате получательницы пособий значится сумма 32 тыс. руб., а в другой – 195 тыс. руб.? Причем последний документ подписан самой сотрудницей, т. к. она занимает должность главного бухгалтера.
Ответ. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3, застрахованным лицам пособия выплачиваются региональным отделением Фонда. Одним из документов, необходимых для исчисления пособия, является справка о сумме заработка за расчетный период, в том числе и с места работы у другого страхователя.
Если отсутствует возможность представить справку о сумме заработка у страхователя (другого страхователя), региональное отделение Фонда по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда России о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя.
Таким образом, во всех указанных случаях, по заявлению застрахованного лица необходимо направить запросы в территориальный орган ПФР для подтверждения сведений о заработной плате. Если сведения, указанные в представленной застрахованным лицом справке, не будут подтверждены, то они не должны быть учтены при исчислении пособий. Соответственно, в первой и второй ситуациях пособие должно быть исчислено исходя из минимального размера оплаты труда. В третьем случае пособие должно быть исчислено с учетом сведений, подтвержденных территориальным органом ПФР.
Вопрос. Страхователь, обратившийся за выплатой пособия на лицевой счет, должен представить справку из кредитной организации о состоянии своего счета. Дата выдачи справки, как правило, ранее даты подачи заявления. В течение какого времена на момент подачи заявления справка из банка считается актуальной? И необходима ли такая справка при возмещении уже произведенных страхователем расходов?
Ответ. Согласно пункту 2.1. части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3 страховщик имеет право запрашивать у страхователя сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях и о недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований в случае обращения страхователя в региональное отделение страховщика (т. е. Фонда) в соответствии с частью 2 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3.
При этом указанные сведения должны быть получены региональным отделением Фонда от страхователя в пределах периода с момента обращения страхователя за выделением необходимых средств до принятия решения о выделении (об отказе в выделении) данных средств страхователю. Соответственно и актуальны они должны быть в этот период.
Что касается второго вопроса, то в соответствии с пунктом 4 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3 при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения региональное отделение Фонда вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку. Порядок проведения камеральной и выездной проверок регламентируется статьями 34 и 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-Ф3, а проверка правильности расходов на выплату указанного страхового обеспечения регламентирована в статье 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3.
В случае проведения проверки при подаче заявления на возмещение решение о выделении средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Если страховое обеспечение фактически уже выплачено страхователем застрахованному лицу, произведенные им расходы перечисляются региональным отделением Фонда на счет страхователя в любом случае, даже если на расчетных счетах организации недостаточно средств и применяется очередность списания, так как в данном случае нет риска нецелевого использования бюджетных средств и справка из банка не влияет на решение территориального органа о возмещении произведенных расходов.
Вопрос. Работник, получивший травму на производстве, был обеспечен страхователем санаторно-курортной путевкой. Во время пребывания в санатории человек вывихнул ногу. В связи с травмой ему был выдан листок нетрудоспособности, при этом лечение пациента не прерывалось, и он продолжал находиться в здравнице. Окончание срока пребывания в санатории совпало с датой закрытия больничного, кроме того, путевка была выдана на период ежегодного отпуска. Следует ли в данной ситуации назначать пособие по временной нетрудоспособности?
Ответ. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3, если временная нетрудоспособность у работника наступила в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, то пособие по временной нетрудоспособности ему назначается и выплачивается на общих основаниях. Отпуск должен быть продлен или перенесен с учетом пожеланий работника, согласно нормам статьи 124 Трудового кодекса Российской Федерации.
В данном случае санаторно-курортная путевка была выделена страхователем по предупредительным мерам, в период ежегодного отпуска, соответственно листок нетрудоспособности должен быть выдан в соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.
Вопрос. Сотрудница, работающая по срочному трудовому договору вместо декретницы, в декабре также уходит в отпуск по беременности и родам. Причем в декабре же из отпуска по материнству и детству выходит женщина, для которой это место является постоянным местом работы. Полагается ли сотруднице, которая только собирается в декрет, пособие по беременности и родам, если листок нетрудоспособности по беременности и родам она представит до выхода на работу постоянной работницы (т. е. до даты окончания срочного трудового договора)? Может ли она получить данное пособие у работодателя, если постоянная работница приступит к работе ранее даты открытия больничного листа «срочницы»?
Ответ. Тут все зависит от того, когда выходит на работу основная сотрудница. Если еще до того, как наступит отпуск по беременности и родам для заменяющей ее работницы, то работодатель вправе расторгнуть с ней срочный договор. Правда, при условии, что у работодателя нет возможности перевести ее на другую работу до окончания беременности (ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если же сотрудница успеет уйти в декрет раньше, отпуск по беременности и родам женщине должен быть предоставлен, пособие выплачено за весть его период. При этом размер пособия не придется пересчитывать, если в период отпуска по беременности и родам выйдет на работу основная сотрудница. В этом случае также нужно смотреть на дату окончания срочного трудового договора.
Вопрос. Будет ли применяться районный коэффициент при расчете пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, если получатель пособий – «добровольщик», т. е. лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством?
Ответ. В соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» средний заработок, из которого исчисляются пособия по обязательному социальному страхованию лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (далее – МРОТ), установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Это обусловлено тем, что указанная категория лиц с 2010 года уплачивает страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не применительно к доходу, как в 2009 году, а применительно к МРОТ. Так, названные лица в текущем году уплачивают страховые взносы, исходя из стоимости страхового года, определяемой как произведение МРОТ, установленного Федеральным законом на начало финансового года, на 2,9%, увеличенное в 12 раз. Соответственно, средний заработок, из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ. Каких-либо исключений из указанных норм вышеназванным Федеральным законом не предусмотрено.
При определении стоимости страхового года в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3 и пунктом 15.4 положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375, районные коэффициенты к МРОТ не применяются.
При этом следует иметь в виду, что при исчислении названной категории лиц ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае, если 40% от МРОТ будет меньше минимального размера названного пособия, ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно выплачиваться в минимальном размере. При этом к минимальному размеру ежемесячного пособия по уходу за ребенком применяются районные коэффициенты.
Вопрос. Как должно быть исчислено пособие по беременности и родам сотруднице, которая работает на 0,5 ставки, а сумма ее заработка меньше МРОТ?
Ответ. Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3 в случае, если застрахованное лицо за расчетный период не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на дату наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), то средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. Разберем ситуацию на конкретном примере: женщина работает на 0,5 ставки. Размер среднего дневного заработка равен – 5 205 х 24: 730 х 4: 8 = 85,56 руб. Сумма пособия по беременности и родам будет равна 11 978,63 руб.
Вопрос. Женщина, чей стаж менее полугода, находится в декретном отпуске. Понятно, что в соответствии с законодательством средний дневной заработок женщины, который необходим для исчисления декретного пособия, рассчитывается, исходя из минимального размера оплаты труда, т.к. в расчетном периоде заработка у нее не было. Но МРОТ, установленный на дату начала декрета, увеличился. Следует ли пересчитывать пособие и как в этом случае заполнять листок нетрудоспособности, ведь получается, что в данной ситуации два значения среднего дневного заработка?
Ответ. В случае, если в период отпуска по беременности и родам изменяется размер МРОТ, то пособие не пересчитывается, поскольку согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3 МРОТ берется в размере, установленном на день наступления страхового случая. Соответственно в листок нетрудоспособности никаких изменений не вносится.
Вопрос. Женщина работает у двух страхователей. Одно место работы – основное, второе – по совместительству. Спустя 20 дней после увольнения по основному месту работы женщина получила производственную травму на работе по совместительству. Согласно п. 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3 пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60% среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как в данной ситуации должно быть рассчитано пособие, и какой код должен быть в листке нетрудоспособности, предъявленном по основному месту работы?
Ответ. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-Ф3 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-Ф3. На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3 отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, регулируются нормами статей 12, 13, 14 и 15 указанного Закона в части, не противоречащей Федеральному закону от 24.07.1998 № 125-Ф3.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3 пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 данной статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60% среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При этом положения части 2 статьи 5 и части 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ не распространяются на отношения по обеспечению застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в рамках Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
С учетом изложенного, пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в указанном случае подлежит выплате застрахованному лицу по основному месту работы и по внешнему совместительству за весь период временной нетрудоспособности до выздоровления или становления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка.
В листке нетрудоспособности в данном случае должен быть проставлен код 04 (несчастный случай на производстве или его последствия).
Вопрос. С 2011 по 2013 год, до наступления страхового случая – беременности, женщина работала в двух организациях. Как должно быть рассчитано пособие по беременности и родам, если сотрудница уходит в 2013 году в декретный отпуск, кроме того, в 2011 году она была сотрудницей еще одной организации, т. е. по сути, в 2011 году она была занята на трех работах?
Ответ. Пособие можно рассчитать по двум вариантам:
1) в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3 пособие можно рассчитать по двум организациям отдельно, назовем их условно «А» и «Б». Это те, в которых она работала на момент наступления отпуска по беременности и родам, и в двух предшествующих страховому случаю годах. При этом заработок, полученный в третьей организации «С», при расчете пособия не учитывается. Средний дневной заработок в каждой организации ограничивается предельной величиной среднего дневного заработка (в 2013 году – 1 335,62 руб.);
2) в соответствии с частью 2.2. статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3 пособие можно рассчитать в одной организации, например, в организации «А». При этом учитывается заработок, на который начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, полученный во всех трех организациях, в 2011 и 2012 годах. Ограничивается предельной величиной среднего дневного заработка (в 2013 году – 1 335,62 руб.), и сумма пособия не может превышать 186 986,80 руб.
И в первом, и во втором случаях при расчете пособия исключаются календарные дни, указанные в части 3.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
Вопрос. Если женщина на момент наступления страхового случая – беременности – работала у тех же страхователей, что и в двух предшествующих годах, учитывается ли для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком заработок страхователя, который не назначает данное пособие?
Ответ. Нет, в соответствии с пунктом 19 положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375, не учитывается.
Вопрос. Должен ли страхователь выплатить пособие по временной нетрудоспособности сотруднице, которая работает у него с 2011 года по совместительству и неполный рабочий день, т. к. находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет? Причем этот отпуск оформлен у нее по основному месту работы, и женщина до истечения положенного срока к своим трудовым обязанностям по основному месту работы приступать не будет.
Ответ. В соответствии с пунктом 4.2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н (далее – Порядок), если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности занят у нескольких работодателей и в двух предшествующих календарных годах до выдачи листка нетрудоспособности был занят у тех же работодателей, то выдается несколько листков нетрудоспособности по каждому месту работы. Листок нетрудоспособности является документом, который:
- служит основанием для назначения и выплаты пособий;
- удостоверяет нетрудоспособность граждан, подтверждая их временное освобождение от работы.
Частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3 регламентировано, что назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица, а в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности). Женщины во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию согласно статье 256 Трудового кодекса Российской Федерации. Если работница-совместитель работает неполный рабочий день, она имеет полное право на оплату листка нетрудоспособности согласно п. 23 Порядка. Напомним, что при заполнении листка нетрудоспособности в строке «По совместительству» работодатель делает соответствующую пометку.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3, а также с нормами, установленными положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года (далее – расчетный период), предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы у другого (других) страхователя (страхователей).
Для расчета пособия по временной нетрудоспособности в 2013 году берутся суммы, фактически начисленные в пользу работницы, за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 для исчисления пособий по временной нетрудоспособности используется средний дневной заработок, который определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на 730 (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-Ф3, п. 15 положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375). Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения среднего дневного заработка на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку. Затем сумма полученного дневного пособия умножается на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, получается общая сумма пособия, подлежащая выплате (причем при определении размера пособия в число учитываемых календарных дней включаются нерабочие праздничные дни) (п. 18 указанного выше положения).
В случае оплаты листка временной нетрудоспособности внешнему совместителю пособие рассчитывается путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период у данного работодателя.
При этом следует учесть, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, в случае, если средний заработок, исчисленный за расчетный период в расчете на полный календарный месяц, ниже МРОТ, средний заработок, исходя из которого начисляется пособие по временной нетрудоспособности, принимается равным МРОТ, установленному на день наступления страхового случая. Обращаем внимание, что Фонд социального страхования Российской Федерации в Письме от 11.03.2011 № 14-03-18/05-2129 рекомендует сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производить через средний дневной заработок.
Вопрос. Женщина, рабочий стаж которой начался с середины 2012 года, уходит в этом году в декретный отпуск. Как следует рассчитать пособие по беременности и родам, если с момента приема на работу и до конца 2012 года исключаемых периодов у нее не было?
Ответ. При исчислении среднего заработка необходимо руководствоваться частью 3.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, согласно которой средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде. В связи с этим, если у нее есть только заработок за 7 месяцев 2012 года, то он будет делиться на 731.
Вопрос. С конца октября текущего года вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 № 242-Ф3
«О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"». В связи с началом действия этого Закона органы записи актов гражданского состояния будут передавать в органы Фонда социального страхования Российской Федерации сведения о государственной регистрации рождения. Какая сфера применения этих данных?
Ответ. Сведения о государственной регистрации рождения, которые будут передаваться из органов ЗАГС в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, необходимы для усиления контроля за назначением и выплатой пособий в связи с материнством в целях исключения двойных выплат.
Информация предоставлена Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации
Вернуться к списку новостей
Центр консультирования
(343) 375-78-78
Почта: ck@consultant-so.ru
Горячая линия
(343) 355-56-76, 317-85-55
Почта: hotline@consultant-so.ru
24 октября