Новости компании

Применение контрольно-кассовой техники

07 ноября

16 октября 2012 года Управление ФНС России по Свердловской области провело горячую линию по применению контрольно-кассовой техники. Тема взывала большой интерес. Люльчак Степан Владимирович, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, начальник отдела оперативного контроля ИФНС по Ленинской району в течение двух часов непрерывно отвечал на вопросы налогоплательщиков. Предлагаем вашему вниманию ответы на самые интересные из них.

Вопрос № 1.

Возможна ли работа столовой образовательного учреждения без контрольно-кассовой техники?

Ответ. Да, возможна, но при соблюдении ряда условий.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее – ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ определены виды деятельности, при которых организации (предприниматели) в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. В частности, при обеспечении питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий обязательного применения контрольно-кассовой техники не требуется.

Согласно п. 1 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 (далее – Постановление № 196), к общеобразовательным учреждениям помимо общеобразовательных школ относятся гимназия и лицей, реализующие общеобразовательные программы.

Таким образом, в случае если образовательное учреждение относится к перечню, изложенному в Постановлении № 196 то применение контрольно-кассовой техники не обязательно.

Комментарий к вопросу:

В случае если образовательное учреждение не относиться к перечню, изложенному в Постановлении № 196, то для таких учебных заведений действует, то же правило, что и для услуг общественного питания. В частности:

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 (далее — Постановление № 359) утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Данным Постановлением № 359 установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку.

Данный порядок могут применять организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, которые перечислены в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.

Услуги общественного питания поименованы в ОКУН — код 122100.

Таким образом, при осуществлении услуг населению в сфере общественного питания организациям и индивидуальным предпринимателям дано право либо применять ККТ, либо бланк строгой отчётности.

Вопрос № 2.

Прошу проконсультировать. Наше предприятие на ОСНО. Применяем ККТ. По договору от покупателя – физ. лица был внесен аванс наличными. Был выписан приходно-кассовый ордер и пробит кассовый чек. Позднее сделка не состоялась. Покупателю были выданы денежные средства по расходно-кассовому ордеру и сопроводительному письму-заявлению. Первоначальный чек ККТ и квитанции ПКО были возвращены кассиру. Нужно ли пробивать возврат по ККТ?

Ответ. Минфином утверждены "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (утв. Минфином РФ 30.08.1993 N 104). Правила старые, но до сих пор действуют в части, не противоречащей Федеральному закону № 54-ФЗ. Типовые правила максимально полно регламентируют правила эксплуатации ККТ, работу кассира в течение смены, особенности безналичного расчета с покупателями, окончание работы на ККТ. Согласно данным Правилам, если в течение одной смены происходит ошибка либо возврат денежных средств покупателю по неиспользованным кассовым чекам, то организация или индивидуальный предприниматель должны составить в конце смены гашение по кассе, так же акт о возврате денежных средств по неиспользованным кассовым чекам по форме КМ-3 и сделать запись в журнале кассира-операциониста (форма № КМ-4).

В случае, если возврат наличных денежных средств производится не в день отбития кассового чека (за рамками одной смены), то возврат по ККТ не оформляется, поскольку в этом случае денежные средства выдаются покупателю из кассы предприятия, а не из денежного ящика ККТ. Такая операция сопровождается оформлением расходного кассового ордера с приложением всех подтверждающих документов в порядке, установленном Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12 октября 2011 года № 373-П.

Вопрос № 3.

Купили ККТ, зарегистрировали в налоговом органе, через одни сутки была выявлена поломка. ККТ отправили в Москву на ремонт. Как работать без кассового аппарата? Могу ли я осуществлять налично-денежные расчеты без применения ККТ? Применяем УСН. Занимаемся розничной продажей цветов.

Ответ. В данном случае осуществление наличных денежных расчетов без применения ККТ не возможно. Исходя из следующего: п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что котрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Исходя из положений п. 1 ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника должна быть, зарегистрирована в налоговых органах, быть исправна, опломбирована в установленном порядке, иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику обязаны: осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах и применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

В соответствии с письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 05.01.2004 № 16-00-17/2 кассовый чек, выданный при применении контрольно-кассовой техники, является документом, подтверждающим исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и составляется в момент совершения операции, как того требует п. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Таким образом, принимая во внимание, что Вы являетесь плательщиком УСН, Вам необходимо ждать возвращения с ремонта указанной ККТ. Для не допущения в будущем таких ситуаций можно рассмотреть вопрос о покупки «запасной (резервной)» контрольно-кассовой техники, которую также будет необходимо поставить на учет в налоговых органах в установленном действующим законодательством порядке.

Обращаю внимание на то, что за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения предусмотрена административная ответственность частью 2 ст. 14.5 КоАП России, в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Вопрос № 4.

Мы занимаемся розничной продажей алкогольной продукции. Нужно ли нашей организации менять ЭКЛЗ, если я являюсь плательщиком ЕНВД?

Ответ. Да, нужно. В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" у Вас есть обязанность иметь ККТ, отвечающую определенным законодательством о применении ККТ требованиям. В частности:

Согласно требованиям Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом в соответствии с Законом № 54-ФЗ ККТ должна быть оснащена фискальной памятью, являющейся, в свою очередь, комплексом программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации для обеспечения некорректируемости информации начато внедрение электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ), являющейся техническим устройством в составе ККТ, обеспечивающим защиту от необнаруживаемой коррекции регистрации информации о каждой денежной операции.

Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) (до мая 2004 г. осуществляла регулирование производства и оборота ККТ) были приняты решения о поэтапном исключении из Государственного реестра ККТ ряда моделей с фискальной памятью, не оснащенных шифровальными средствами защиты фискальных данных.

Протоколом заседания ГМЭК от 25.06.2002 N 4/69-2002 определено, что срок полезного использования электронной контрольной ленты при расчетах с населением устанавливает производитель. В технических паспортах электронной контрольной ленты защищенной указано, что временной ресурс использования электронной контрольной ленты защищенной в составе контрольно-кассовой техники определяется регламентом ФСБ России для технических средств криптозащиты и ограничен по времени на 13 месяцев.

Таким образом, все юридические лица и частные предприниматели обязаны ежегодно осуществлять замену встроенных в ККТ блоков ЭКЛЗ вне зависимости от их заполнения и работоспособности.

В случае если организация своевременно не проводит замену блоков ЭКЛЗ в принадлежащей ей ККТ, то данная ККТ не будет соответствовать действующему законодательству РФ о применении ККТ, соответственно её применение будет не допустимо, что, в свою очередь, является нарушением лицензионных требований для данного вида деятельности.

Данные о том, что налогоплательщик не производит такой замены, отображаются в специальной базе данных налогового органа, что увеличивает риск налоговой проверки в данной организации, так как один из критериев отбора налогоплательщика в план проверок по ККТ является непредставление налогоплательщиком в налоговый орган сведений о замене ЭКЛЗ.

Вопрос № 5.

Я являюсь плательщиком ЕНВД, оказываю услуги по парковке автомобилей и применяю бланки строгой отчетности. С нового года планирую перейти на упрощенную систему налогообложения, буду ли я обязана применять ККТ?

Ответ. При оказании такого рода услуг переход на упрощенную систему налогообложения не влияет на применение ККТ или бланка строгой отчетности. В частности:

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели на территории России применяют ККТ в обязательном порядке. Пунктом 2 ст. 2 этого Закона указано, что организации и индивидуальные предприниматели могут работать без применения ККТ при осуществлении ими услуг населению и при условии выдачи бланка строгой отчетности.

Как плательщики ЕНВД Вы поступаете, правильно составляя, при осуществлении наличных денежных расчетов с населением, бланк строгой отчетности. Поскольку Ваша деятельность попадает под действие п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, независимо от формы налогообложения у вас есть право либо использовать бланк строгой отчетности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (ред. от 14.02.2009) "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", либо применять ККТ, в соответствии с Законом № 54-ФЗ.

То есть в дальнейшем Вы можете применять бланк строгой отчетности, при осуществлении наличных денежных расчетов с населением, переход на упрощенную систему налогообложения на это не повлияет.

Вопрос № 6.

Являюсь плательщиком ЕНВД, предоставляем услуги автосервиса (ремонт автомобилей). В законе прописано, что плательщики ЕНВД могут не применять ККТ, а по требованию покупателя выдавать документ подтверждающий оплату. Можем ли мы руководствоваться п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ?

Ответ. Нет, поскольку, в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, индивидуальные предприниматели и организации обязаны применять ККТ, включенную в государственный реестр на территории всей Российской Федерации.

На сегодняшний день организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Применение бланков строгой отчетности регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (ред. от 14.02.2009).

Услуги по ремонту, техническому обслуживанию автотранспортных средств согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) отнесены к бытовым услугам населению по коду 017000.

Таким образом, автосервис при получении наличных денег от населения за услуги по ремонту, техническому обслуживанию автотранспортных средств вправе выбирать между применением ККТ, либо бланков строгой отчётности.

Вопрос № 7.

Какие изменения ожидаются в законодательстве о ККТ? Будет ли применение ККТ обязательно с нового года для плательщиков ЕНВД?

Ответ. На сегодняшний день информация об установлении для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по обязательному применению ККТ, отсутствует.

Изменения будут касаться только плательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, а именно, право не использовать ККТ, и выдавать по требованию покупателя документ, подтверждающий оплату товара (работ, услуг). Данные изменения внесены Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступят в силу 1 января 2013 года.

В частности, в законе планируется выделить отдельную систему налогообложения в виде патента, в части второй Налогового кодекса РФ появится отдельная глава 26.5. «Патентная система налогообложения», посвященная патентному налогообложению. Соответственно пункт 2.1. ст. 2 Закона № 54-ФЗ дополнится плательщиками, которые будут применять патентную систему налогообложения. Они так же смогут по требованию покупателя выдавать документ, подтверждающий оплату, но при условии, что данные плательщики не будут распространяться на пункт 2 (оказание услуг населению) и пункт 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

Вопрос № 8.

У предприятия есть торговые точки, реализующие продукцию за наличный расчет. При сдаче выручки экспедитором выявляется разница между суммой Z-отчета и фактической суммой выручки на конец дня. Какая сумма принимается к учету (кассовая книга)?

Ответ. Пунктом 3.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 № 373-П установлено, что при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

В Главе VI Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином РФ 30.08.1993 № 104 установлено, что при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы; составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной — двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка). Снятие показаний секционных и контрольных счетчиков производит представитель администрации в присутствии кассира.

По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины.

После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в "Книге кассира-операциониста" и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

При расхождении фактическая сумма выручки определяется путем сложения сумм, напечатанных на контрольной ленте. При расхождении результатов сложения сумм на контрольной ленте с выручкой, определенной по счетчикам (регистрам), представитель администрации с кассиром должен выяснить причину расхождений.

Выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы "Книги кассира-операциониста".

По результатам проверки администрация предприятия в случае недостачи денежных средств должна принять меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств оприходовать их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.

Таким образом, если при работе на ККТ в течение смены кассиром-операционистом не было допущено ошибок, то приходным кассовым ордером в кассу предприятия оформляется сумма, отраженная в контрольной ленте изъятой из ККТ. При этом, в случае недостачи денежных средств администрация предприятия должна принять меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, при наличии излишков денежных средств оприходовать их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.

ПРИМЕЧАНИЕ

Настоящие ответы не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом. Направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в настоящих ответах.

 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22502 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19948 документов

Юристу

Юристу

12954 документа