Новости компании

Практика административных проверок

09 февраля

В январе для клиентов нашей компании был организован семинар, посвященный особенностям формирования и осуществления мероприятий по государственному надзору и контролю деятельности хозяйствующих субъектов. Была рассмотрена практика административных проверок на примере Роструда. Все слушатели имели возможность задать свои вопросы автору семинара Боровикову Владимиру Юрьевичу, старшему преподавателю Российского экономического университета им. Плеханова, доценту кафедры Управления УрФУ, практикующему юристу. Ответы на наиболее интересные вопросы мы предлагаем вашему вниманию.

1. Вопрос. Является ли нарушением (существенным нарушением) Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон N 294-ФЗ) выдача предписания по завершении проверки, но до истечения максимального срока, предусмотренного для подачи возражения на акт проверки.

Ответ. В соответствии с частью 1 и 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ результаты проверки оформляются актом по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки помимо прочих документов прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений. А в соответствии с п. 1 части 1 ст. 17 Закона в случае выявления при поверке нарушений со стороны хозяйствующего субъекта должностное лицо органа, проводившего проверку, обязано выдать предписание хозяйствующему субъекту об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Таким образом, выданное в процессе проверки или после окончания проверки предписание об устранении нарушений будет правомерным.

2. Вопрос. В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению производства является непосредственное обнаружение события правонарушения. Если событие обнаружено во время проведения проверки, но до ее завершения, вправе ли орган, уполномоченный составлять протоколы об административном правонарушении, возбудить производство по делу об административном правонарушении либо необходимо дождаться окончания проверки и закрепления ее результатов в акте проверки?

Ответ. В соответствии с п. 1 части 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений хозяйствующим субъектом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа, проводившие проверку, в пределах своих полномочий, обязаны, помимо прочего, принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. В соответствии с п. 8 части 1 ст. 18 Закона N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны: учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов. Исходя из вышесказанного, проверяющие вправе составлять протоколы об административном правонарушении и привлекать виновных лиц к административной ответственности, в том числе и до окончания проверки.

3. Вопрос. В Трудовом кодексе РФ предусмотрено письменное уведомление за 2 недели о времени начала отпуска. Как это должно быть на практике? Можно ли издавать приказ об отпуске за 2 недели вместо уведомления? На что обращает в этом случае внимание ГИТ по Свердловской области?

Ответ. В соответствии с положением ст. 123 ТК РФ, о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала. Начало отпуска, его продолжительность и окончание определяется в соответствии с графиком отпусков, который является обязательным как для работника, так и для работодателя.

В Трудовом кодексе РФ нет указаний на конкретный документ, с использованием которого, работодатель смог бы надлежащим образом исполнить свою обязанность по извещению работника о начале отпуска.

На практике, работодатели поступают следующим образом:

1. В конце уходящего или в начале следующего года, работодатель знакомит работников с графиком отпусков лично под роспись. Для этого в форму Т-7 «График отпусков» (утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты») включается еще одна колонка с названием «Ознакомление», в которой работники и расписываются напротив своей фамилии.

2. Работодатель, предусмотрительно, не менее чем за две недели до начала отпуска работника, издает приказ по форме Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику», с которым работник знакомится и напротив своей росписи ставит дату ознакомления.

3. Возможен и такой вариант, как разработка специальной формы извещения, уведомления, содержащих в себе информацию о начале отпуска. С этими документами работодатель знакомит работника также, как и с приказом по форме Т-6.

4. Самым экзотическим способом уведомления будет вручение работнику под роспись телеграммы работодателя, содержащей в себе информацию о начале отпуска. Инспектора ГИТ проверяют соблюдение работодателем трудового законодательства, в т.ч и положения об отпусках. Для проверяющих важно, чтобы формально были выполнены нормы закона, т.е имелись бы доказательства, подтверждающие факт уведомления работника не менее чем за 2 недели о начале его отпуска. Роспись работника должна обязательно присутствовать.

4. Вопрос. В течение, какого срока можно обжаловать предписание Федеральной антимонопольной службы РФ?

Ответ. В соответствии с п. 3.46 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (Приказ ФАС РФ от 25.12.2007 N 447 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации») решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Подача заявления в суд или арбитражный суд приостанавливает исполнение предписания антимонопольного органа до вступления решения суда в законную силу.

5. Вопрос. В случае проверки соблюдения трудового законодательства какие локальные нормативные акты работодателя будет проверять инспектор ГИТ?

Ответ. Все, которые создают права и обязанности сторон трудового договора и относятся к предмету проверки. В соответствии со ст. 8 ТК РФ, под локальными нормативными актами следует понимать внутренние документы работодателя, содержащие в себе нормы трудового права, с помощью которых происходит регулирование трудовых отношений непосредственно у данного работодателя. Некоторые локальные нормативные акты являются обязательными, а некоторые носят факультативный (не обязательный) характер. Обязательные к наличию у работодателя локальные нормативные акты перечисляются в статьях Трудового кодекса РФ, в частности к ним относятся Правила внутреннего трудового распорядка работодателя (ст. 180 ТК РФ); График отпусков (ст. 123 ТК РФ) и др. К факультативным следует отнести: должностную инструкцию; положение о коммерческой тайне; положение об аттестации персонала; положение о наставничестве, стажировке, ученичестве и. др. В случае, если обязательные локальные акты содержат устаревшие нормы или нормы неправильно изложены и противоречат нормативно-правовым актам РФ, инспектор, для первого раза, может выписать предписание по устранению недостатков. За отсутствие у работодателя обязательных локальных нормативных актов работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ст. 5.27 КоАП РФ.

6. Вопрос. Инспектор ГИТ выдал предписание, в котором указал обязанность работодателя создать профсоюз в организации. Правомерно ли данное предписание?

Ответ. Предписание не правомерно. В соответствии со ст. 29 ТК РФ профессиональный союз является представительным органом работников и создается по воле трудового коллектива организации, предприятия. У работодателя нет обязанности принимать участие в создании представительных органов работников, но работодатель и не имеет право препятствовать такому процессу. Рекомендуем обратиться с жалобой об отмене неправомерного решения должностного лица к руководителю ГИТ и (или) в суд.

7. Вопрос. Если инспектор ГИТ пришел внезапно по жалобе работника проверить соблюдение требований охраны труда, то что будет работодателю, если он не пустит инспектора в помещения организации или потребует, чтобы инспектор удалился из помещения?

Ответ. Если данные действия работодателя не сопряжены с насилием или угрозой такового в отношении жизни, здоровья инспектора, то работодателя ждет административная ответственность. С 1 августа 2011 года вступил с силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым в КоАП РФ введена ст. 19.4.1, предусматривающая санкции за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора). Она предусматривает штраф до 100000 рублей.

8. Вопрос. Наличие журнала проверок и его ведение является обязательным для хозяйствующих субъектов?

Ответ. Согласно п. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме. Утвержденная Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 форма «Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля» содержит основной перечень сведений о проводимых проверках и подлежит заполнению. Нередки случаи, когда сведения, содержащиеся в журнале проверок, становятся доказательной базой в суде, например, по такому основанию, как приведение предельно установленного срока проведения проверки.

9. Вопрос. Проверяющий предъявил нам служебное удостоверение, подлинность которого у нас вызвала сомнение, что в таких случаях следует предпринять?

Ответ. В соответствии со ст. 14 Закона N 294-ФЗ проверяющий одновременно с ознакомлением вас с приказом (распоряжением) предъявляет служебное удостоверение. Вы вправе переписать сведения, содержащиеся в служебном удостоверении, а затем созвониться с приемной того органа надзора (контроля), откуда прибыл проверяющий. Не исключено, что Ваши опасения подтвердятся и выяснится, что проверяющий уже в этом органе не работает или удостоверение поддельное. В таких случаях следует незамедлительно информировать правоохранительные органы.

10. Вопрос. Подлежит ли согласованию с прокуратурой внеплановая проверка надзорного органа по исполнению индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания

Ответ. Согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.

Частью 5 этой же статьи предусмотрено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, согласование с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки по исполнению юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля не требуется.

11. Вопрос. В Законе 294-ФЗ сказано, что должностное лицо органа контроля (надзора) обязано ознакомить руководителя юридического лица, в котором будет проходить проверка, с административным регламентом. А сколько времени можно знакомиться с текстом регламента.

Ответ. Действительно, такая обязанность проверяющего предусмотрена ст. 18 Закона N 294-ФЗ и ее не выполнение, может стать основанием для признания результатов проверки недействительными. В то же время, законодательно не определен срок, который потребуется руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю для ознакомления с текстом регламента. Можно предположить, что он составит от нескольких минут до нескольких часов или даже дней. Но вы должны помнить, что Российские суды не очень-то жалуют лиц, злоупотребляющих правом, так что время, для ознакомления должно быть с одной стороны достаточным, с другой стороны разумным.

12. Вопрос. В отношении нашей организации в ГИТ направлено анонимное заявление, в котором сказано, что наша организация нарушает трудовое законодательство. Скажите, будет ли проведена на основании такого заявления внеплановая проверка нашей организации?

Ответ. Для проведения проверки государственной инспекцией труда жалобщику необходимо обратиться с личным заявлением, указав конкретные факты нарушений трудового законодательства.

В соответствии с п. 3. ст. 10 Закона N 294-ФЗ обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (анонимные обращения), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

13. Вопрос. Организация собирается вести по одному адресу несколько видов деятельности, для которых Законом N 294-ФЗ предусмотрен уведомительный порядок начала ведения деятельности. В этом случае ей нужно подавать одно общее уведомление или отдельно по каждому виду деятельности?

Ответ. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти. Уведомление представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и услуги в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем работ и услуг (ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ, Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 (далее – Правила)). Форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности предусматривает возможность указания в ней как одного, так и нескольких видов деятельности (Приложение N 2 к Правилам). На основании вышеизложенного, если для видов деятельности, которые будет вести организация, постановлением Правительства РФ N 584 определены разные уполномоченные органы исполнительной власти, принимающие уведомления, то надо будет подать уведомления в каждое из этих ведомств.

14. Вопрос. В каком порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может уведомить федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности в уведомительном порядке?

Ответ. В соответствии со ст. 8 Закона N 294-ФЗ порядок представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, их форма определяются Правительством Российской Федерации. Такой порядок определен Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 (далее – Правила). Согласно указанным Правилам в настоящее время заявитель представляет уведомление в 2 экземплярах непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении или в электронном порядке. К уведомлению прилагаются копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах. Должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, в день получения уведомления регистрирует его и проставляет на обоих экземплярах уведомления отметку с указанием даты его получения и регистрационного номера. Один экземпляр уведомления остается в уполномоченном органе, а второй вручается (направляется) в день регистрации заявителю.

 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22506 документов

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19951 документ

Юристу

Юристу

12958 документов