Бухгалтеру

Если товар не поставили и аванс не вернули, НДС нужно восстановить

17 сентября

По мнению Минфина, такая обязанность возникает у покупателя, когда он внес предоплату по договору поставки и принял налог к вычету, а контрагент не исполнил свое обязательство. Восстановить НДС следует при списании дебиторской задолженности.

Однако в НК РФ перечислены случаи, когда необходимо восстановить ранее принятый к вычету НДС. ФАС Северо-Западного округа постановил, что невозврат аванса в установленный срок не является основанием для восстановления налога. Суд рассмотрел следующую ситуацию. Покупатель перечислил предоплату и получил дефектный товар. После этого он направил продавцу уведомление об отказе от договора и потребовал вернуть аванс. Требование не было исполнено в срок, что послужило поводом для обращения в суд. Деньги с поставщика были взысканы, но в более позднем периоде, чем тот, который был охвачен налоговой проверкой.

Кроме того, например, ФАС Московского округа указал, что перечень оснований для восстановления налога является закрытым. В связи с этим суд отклонил довод налогового органа, согласно которому компания должна восстановить НДС в части товаров, уничтоженных при пожаре. Рассматривая подобные ситуации, другие арбитражные суды соглашаются с тем, что в случаях, не перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ, суммы НДС восстанавливать не нужно.

Таким образом, списание дебиторской задолженности в сумме аванса, уплаченного по несостоявшейся поставке, как основание для восстановления НДС в НК РФ не предусмотрено. Однако если покупатель не восстановит налог, могут возникнуть претензии со стороны налогового органа. Отстаивать свою позицию налогоплательщику придется в суде, при этом вероятность разрешения спора в его пользу довольно высока.

Документ: Письмо Минфина России от 17.08.2015 N 03-07-11/47347

Ключевые слова: НДС; вычеты; восстановление НДС; предоплата 

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Рекомендуемые системы:

Бухгалтеру (комплект Базовый)

Бухгалтеру (комплект ПРОФ)

А собственно зачем мне это?