Бухгалтеру
В налоговое законодательство внесены поправки, касающиеся земельного налога, налога на имущество организаций, транспортного налога и налога на имущество физических лиц
10 декабря
Название документа:
Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Комментарий:
Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ внесены изменения в налоговое законодательство. Поправки затронули земельный, транспортный налог, налог на имущество организаций и на имущество физических лиц. Данный Закон вступает в силу с 1 января 2010 г. в части, касающейся налогов. В комментарии рассмотрены наиболее существенные изменения.
2.1. Установлен период, за который физические лица, своевременно не получившие налоговые уведомления по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество, обязаны уплатить соответствующий налог
В НК РФ прямо не предусмотрен срок давности для взыскания задолженности по налогу. Судебная практика исходит из того, что данный срок равен трем годам (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07). Это означает, что налоговый орган не может взыскать недоимку по налогу, если с момента ее образования прошло три года.
Теперь в налоговом законодательстве будет прямо установлено ограничение на взыскание задолженности, возникшей более трех лет назад. Однако это изменение касается только физических лиц и лишь в отношении тех налогов, обязанность по уплате которых возникает с момента получения налогового уведомления (налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налог). Напомним, что согласно п. 4 ст. 57 НК РФ если расчет базы соответствующего налога производится инспекцией, то обязанность по уплате этого налога возникает не ранее даты получения такого уведомления. Согласно внесенным в п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ и ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" изменениям инспекция может направить налогоплательщику уведомления об уплате транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц только за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Также установлена обязанность данных физлиц по уплате налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления уведомления. Следует отметить, что налоговым периодом по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц является календарный год. Таким образом, если физлицо в 2010 г. получит налоговое уведомление об уплате одного из этих налогов, который нужно было перечислить более трех лет назад, то такое уведомление можно проигнорировать. Также согласно указанным изменениям возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с его перерасчетом будет осуществляться за период такого перерасчета (ст. ст. 78 и 79 НК РФ).
2.2. Транспортные средства и имущество, принадлежащие на праве хозяйственного ведения госорганам, где предусмотрена военная служба, облагаются соответственно транспортным налогом и налогом на имущество организаций
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ транспортным налогом не облагаются транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная служба. А в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не облагается налогом на имущество организаций имущество, принадлежащее этим же органам, если оно используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 N 317 утвержден Перечень федеральных органов власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ним служба. Это Министерство внутренних дел РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба исполнения наказаний и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В указанные нормы комментируемым Законом внесены изменения. С 1 января 2010 г. транспортные средства и имущество, принадлежащие данным органам государственной власти на праве хозяйственного ведения, будут облагаться соответствующими налогами. Транспортные средства и имущество, принадлежащие этим органам на праве оперативного управления, как и раньше, облагаться указанными налогами не будут.
2.3. Организации и физлица, которые владеют земельными участками, не признаваемыми объектами налогообложения, не являются плательщиками земельного налога
Поправки также внесены в п. 1 ст. 388 НК РФ. С 1 января 2010 г. плательщиками земельного налога будут являться организации и физлица, обладающие земельными участками, которые признаются объектами налогообложения, на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Напомним, что не облагаемые налогом участки перечислены в п. 5 ст. 389 НК РФ. Ими, в частности, являются земли из состава лесного фонда и некоторые участки, ограниченные или изъятые из оборота в соответствии с российским законодательством. Таким образом, с 1 января 2010 г. организации и физлица не признаются плательщиками земельного налога, если у них есть только такие земельные участки. Следовательно, эти лица не будут подавать декларации по земельному налогу, так как представление деклараций является обязанностью налогоплательщиков (п. 1 ст. 398 НК РФ).
2.4. Установлен порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, образованного в течение налогового периода
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Как определить налоговую базу по участку, если он был образован в течение налогового периода, Кодекс не разъяснял. С 1 января 2010 г. данная неясность будет устранена. Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ п. 1 ст. 391 НК РФ дополнен новым положением, согласно которому налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, будет определяться как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.
2.5. Новые правила исчисления земельного налога и представления декларации по данному
налогу для предпринимателей
В соответствии с действующими положениями НК РФ предприниматели — плательщики земельного налога самостоятельно определяют налоговую базу, исчисляют подлежащую уплате сумму налога и представляют соответствующие декларации (расчеты) только в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396, п. п. 1, 2 ст. 398 НК РФ). Если предприниматель не использует участок в своей деятельности, то земельный налог уплачивается им на основании налоговых уведомлений, направляемых ему инспекцией (п. 4 ст. 397 НК РФ). Налоговую декларацию (расчет авансовых платежей) по таким участкам он также не представляет.
С 1 января 2010 г. данный порядок будет изменен. Комментируемым Законом внесены поправки в п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396, п. п. 1 и 2 ст. 398 НК РФ. Теперь предприниматели будут самостоятельно определять налоговую базу, исчислять сумму налога и представлять декларацию (расчеты) по земельным участкам, предназначенным для использования в предпринимательской деятельности, независимо от фактического использования их в такой деятельности.
2.6. Организации, имеющие в собственности земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, уплачивают земельный налог в повышенном размере
В соответствии с действующим п. 15 ст. 396 НК РФ физические и юридические лица по земельным участкам, предназначенным для жилищного строительства, уплачивают земельный налог в повышенном размере. В течение трех лет — в двойном размере, а за период строительства, превышающий данный срок, — в четырехкратном размере вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Данное правило не применяется, если участок приобретен для индивидуального жилищного строительства.
С 1 января 2010 г. это исключение будет уточнено: повышающие коэффициенты не будут применяться, только если индивидуальное жилищное строительство ведется физическими лицами. Соответствующие поправки внесены в п. 15 ст. 396 НК РФ. Значит, организации, у которых в собственности есть предназначенные для индивидуального жилищного строительства участки, также будут уплачивать налог в повышенном размере.
2.7. Срок для перечисления авансовых платежей по транспортному налогу не может быть установлен ранее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему устанавливаются законами субъектов РФ. При этом указано, что для организаций срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363, п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Подобного ограничения в отношении срока уплаты авансовых платежей гл. 28 НК РФ не предусмотрено.
В соответствии с поправками, внесенными в п. 1 ст. 363 НК РФ, с 1 января 2010 г. утверждаемый законами субъектов РФ срок для уплаты авансовых платежей не может быть установлен ранее последнего дня месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом.
2.8. Изменения, касающиеся налога на имущество физических лиц
Уплата налога на имущество физических лиц регулируется Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1. Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ в него внесены следующие поправки.
Во-первых, доля в праве общей собственности на жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения будет признаваться отдельным объектом налогообложения (новый п. 7 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). С принятием данной поправки разрешается проблема определения суммы налога на имущество, которое находится в общей собственности. Например, на коммунальную квартиру, которую жильцы приватизировали в долевую собственность. Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Поэтому при расчете суммы налога на имущество, подлежащей уплате таким совладельцем, учитывалась инвентаризационная стоимость всей квартиры, а не доли отдельного собственника. Минфин России объяснял правомерность такого подхода тем, что ставка налога устанавливается применительно к инвентаризационной стоимости объекта налогообложения — коммунальной квартиры, доля же не является таким объектом (Письма от 16.09.2009 N 03-05-04-01/78, от 14.09.2009 N 03-05-06-01/190, от 14.09.2009 N 03-05-06-01/189). А так как ставки налога на имущество повышаются в зависимости от величины стоимости объекта, то и рассчитанная на основании инвентаризационной стоимости всей квартиры сумма налога у долевого собственника получалась выше суммы, рассчитанной только со стоимости его доли.
Теперь в соответствии с внесенными поправками инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности будет определяться как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли (п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). А инвентаризационная стоимость имущества, которое находится в общей совместной собственности нескольких лиц, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу его собственников. При этом налог обязан уплачивать каждый из собственников, в отличие от пока еще действующего порядка, согласно которому налог на имущество, находящееся в общей совместной собственности нескольких лиц, может перечислить одно из них по общей договоренности (п. 3 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). Данные изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., при этом положения нового п. 7 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ). А это означает, что налог на имущество физических лиц за 2009 г. будет уплачиваться по новым правилам.
Во-вторых, законодатель внес небольшие изменения относительно ставок налога (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). Напомним, что ставки устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в предусмотренных законом пределах. При этом органы местного самоуправления могут определить различные ставки в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования имущества и по иным критериям. Например, в зависимости от вида помещения (жилое или нежилое), цели использования (личные или коммерческие) и т.п. С 1 января 2010 г. дифференциация ставок может быть установлена только исходя из инвентаризационной стоимости имущества и типа его использования. Какие-либо иные критерии органы местного самоуправления применять не смогут.
Применение документа (выводы):
Общие выводы:
- при несвоевременном получении налоговых уведомлений об уплате транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц, в которых указан к уплате налог за прошлые налоговые периоды, обязательный платеж перечисляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления уведомления;
- федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, признаются плательщиками транспортного налога и налога на имущество организаций в отношении соответственно транспорта и имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения.
Земельный налог:
- организации и физические лица, у которых есть только не признаваемые объектами обложения земельным налогом участки, не являются налогоплательщиками. Декларации по данному налогу они не представляют;
- налоговая база в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на кадастровый учет;
- предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу и исчисляют сумму налога в отношении всех земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, независимо от того, используются ли они фактически;
- организации, у которых в собственности находятся земельные участки для индивидуального жилищного строительства, уплачивают налог с учетом повышающих коэффициентов.
Транспортный налог:
- срок для перечисления авансовых платежей по налогу устанавливается законами субъектов РФ, но не ранее последнего числа следующего месяца по окончании отчетного периода.
Налог на имущество физических лиц:
- доля в праве собственности на жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж, иные строения, помещения и сооружения признается отдельным объектом налогообложения;
- инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли;
- налог на имущество, принадлежащее на праве общей совместной собственности нескольким лицам, уплачивается каждым из собственников.
Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области
Вернуться к списку новостейЦентр консультирования
(343) 375-78-78
Почта: ck@consultant-so.ru
Горячая линия
(343) 355-56-76, 317-85-55
Почта: hotline@consultant-so.ru
Рекомендуемые системы:
Бухгалтеру (комплект Базовый)
Бухгалтеру (комплект Оптимальный)
Бухгалтеру (комплект ПРОФ)